Расписной дом в деревне Пpилуки. Пeревозят в музeй или попилили на дрова?
Расписной дом в деревне Пpилуки. Пeревозят в музeй или попилили на дрова?
История дома Пoповых:
Дом в д.Пpилуки имеeт необыкновенные росписи по фасаду. Также расписaн был дом и внутри (филёнки шкафов, лавки, филенки дверей). На сегодняшний день эти росписи утрачены. А вот фасад дома по-прежнему привлекает взгляды.
Дом принадлежит семье Поповых. Построен примерно в середине 19 века (точная дата строительства не известна). Владельцами этого дома были Попов Егор Семенович и Попова Марфа Асекритовна, но строили этот дом родители Егора Семёновича. Дом был построен из лиственницы, обшит тёсом. Тип этого дома крестовой, а углы построены в чашу, что характерно для домов построенных на р.Вага. Стоит он на камнях. Тип строительства угро-финский (иначе его называют ещё старо-русским типом). Дом двухэтажный. Первый этаж высокий, на нем расположена нижняя изба - подклеть (слева) и теплый хлев для скота (справа). На втором этаже верхняя изба и «чистые половины» - горницы. На чердаке вышка или светёлка. Окно вышки выходит на лицевой фасад. Перед ним балкон с декоративным портиком. Балкон представляет собой подобие четырехколонного портика со своим фронтоном, прорезанным одной аркой.
Устройство балконов в богатых крестьянских домах явилось данью вкусам классицизма. Так называемое городское влияние проникало на север по самым оживленным трактам – среди них Московский тракт. Роспись находится на плоскости фронтона, подшивке балкона и свесов (выносов) кровли, на наличниках и ставнях. По двум сторонам балкона имеются изображения мифологических животных: льва и единорога.
Почему именно этих животных изображали на домах, есть несколько версий.
В северных сказках лев – преданный человеку друг, служащий ему верой и правдой. Часто в народных русских росписях лев более похож на собаку, чем на хищного зверя. Изображались они стоящими на задних лапах, с поднятыми передними, а также стоящими или лежащими в геральдической композиции по сторонам "древа" или цветов в вазоне с грозно поднятой лапой.
Единорог – конь с рогом на лбу – также встречается в северных росписях. Как правило, он изображается стоящим на задних ногах. Самые ранние сведения о нем и его изображения относятся к ХV в. Единорог (он же индрик или инрог) – мифическое животное, образ которого, может быть, возник под воздействием восточных культур. Носорог и конь соединились в образ одного зверя – единорога, причем по преданию он был наделен особой силой, способной поражать злых людей и еретиков. По другим легендам единорог – могущественное неведомое божество, становится царем подземного царства. Чаще всего единорог и лев располагаются на фасаде по сторонам вазона или дерева, иногда в позе схватки, символически воспроизводя борьбу светлых и темных сил, дня и ночи. Чаще всего эти фигуры встречаются в росписях Поважья.
Второй момент. Лев и единорог - как обереги от злых духов. Лев, например, имел охранительный смысл, а единорог символ Христа.
Ещё одна гипотеза гласит, что лев является символом богатства, золота, благополучия и процветания. Единорог же символизирует благородство, храбрость и мудрость.
Или вот ещё, лев является символом солнца, а единорог символом луны. В любом случае оба эти мифологические животные – защита дома и его жителей от всего недоброго, символ процветания рода и благополучия.
Вокруг балкона и на арках шахматный рисунок, поверх которого роспись (цветочный орнамент). Он выполнен в яркой гамме контрастных цветов: синего, красного, зеленого, белого, желтого. Сейчас четко можно проследить лишь два цвета – красный и зелёный. Рисунок вихреобразный, многоцветный. Его цель - создать образ «прекрасного и доброплодного сада» — идеал крестьянской жизни. Еще одним украшением дома была резьба. Резные ставни окошечек на втором этаже и окна светелки, а также резной карниз по самому дому и по балкону разные. Выполнены все с разным узором, что ещё больше привлекает внимание и заставляет удивляться выдумке авторов всего этого простого крестьянского великолепия.
Немного и о самой семье.
Первый хозяин дома Попов Семён. Дом строил он для своей семьи. Идея расписать дом принадлежала ему. У Семёна было двое сыновей Петр и Егор. Старшего сына отец отделил. Им был куплен недостроенный дом в начале Прилука. Петр со своей семьей (сам, жена, пятеро детишек) выехал. По словам его снохи Поповой Валентины Ивановны (проживающей в д. Прилук сейчас) Петр Егорович долго обижался на отца, мол, отселять надо было младшего сына. Да и детей больше было у Петра. Ютились в зимовке. Перед был не доделан.
В доме остался Егор с семьей и родителями. Ему же по наследству и отошёл дом. Семья Попова Семёна была зажиточной, работящей. Они держали большое хозяйство, скот: коров и коней. Занимались земледелием. Работы сменялись в соответствии со сменой времени года: весенний сев, сенокос, уборка зерновых, осенний сев, молотьба. Работы велись вручную. Для этого имелся свой инвентарь, большая часть которого изготавливалась, кроме железных деталей, самими хозяевами. Кроме земледелия были и побочные приработки. Работали на лесохимии и на сплаве леса. В годы коллективизации были вынуждены, как и многие отдать скот в общее коллективное хозяйство. Тогда же они лишились и построек за деревней. Все они стали принадлежать колхозу «Заря Свободы», созданному в 30-е годы из единоличных хозяйств Прилука. В этом колхозе трудилась вся семья Поповых. Из скотины в каждой семье оставлено было по корове. Одна коровушка в таком большом дворе!
В общем хозяйстве, по воспоминаниям старожилов села, трудились так: землю обрабатывали конными плугами, жали и молотили вручную. Урожай распределяли следующим образом: после засыпки семенного фонда, страхового и сдачи обязательных поставок государству оставшуюся часть распределяли между колхозниками по трудодням. Выходило очень мало. Молоко от общественного стада сдавали государству, возили на маслозавод в д. Пайтово. Сдавали государству и часть молочка от коров, находящихся в личном пользовании. Постепенно семьи беднели, голод бывал в них частым гостем. Калечилось сознание людей, исчезала вера в хорошее. И только дома оставались напоминанием некогда хорошей жизни.
Егор Семенович старался, работал. Высокий, крепкого телосложения он был с детства приучен к любому труду. При нем порядок в доме поддерживался, и уход за домом был хороший. Вместе с женой Марфой Асекритовной они вырастили двоих детей: сына Александра, 1928 года рождения и дочь Татьяну, 1940 года рождения. Егор Семёнович умер раньше своей жены. Марфа Асекритовна дожила до 80 лет. Как рассказывают её родственники, до самой смерти у неё не было ни одного седого волоска. Впоследствии сын Александр жил здесь в доме, работал на сплаве леса. Жил он одиноким, семьи не имел. Здесь он и умер. Дочь, окончив Вологодское медицинское училище, проработала всю жизнь в больнице п. Ровдино. Её сейчас тоже нет в живых. Дом затем был куплен соседом Поповых Поповым Николаем Ивановичем. Николай Иванович произвел в доме небольшой ремонт. Обколотил стены в верхней горнице, поправил обе печи (они глинобитные). Ну и уничтожил «весь хлам». Под хламом подразумевался домашний скарб семьи. Когда я со своими одноклассниками посещала этот дом Николай Иванович и водил нас. Услышав слова об уничтожении «хлама» мы даже оцепенели. Ведь не осталось абсолютно ничего об этой семье. Ни фотографий, ни документов. Да и вещи из него, несомненно, были бы интересными для нас, но увы…
Николай Иванович заботился по-своему о сохранении дома. Он хотел подправить двор ( двор разрушается), забрал окна досками от воров. Мечтал, что в доме летом будет жить сын с семьей. Несколько лет назад Николай Иванович тоже умер. На данный момент дом бесхозный.