Главная / Новости / Новости пользователей / «Дерево лешего»: ель в мифологии Карелии и русских крестьян северных губерний

«Дерево лешего»: ель в мифологии Карелии и русских крестьян северных губерний

11 ноября 2024, 10:04
«Дерево лешего»: ель в мифологии Карелии и русских крестьян северных губерний

В рассказах о лесных духах карелы и жителей других северных территорий чаще всего упоминают ель. Николай Лесков в конце XIX века так описывал метаморфозы южнокарельского лешего: «Стоит он подле высокой ели, и кажется тебе, что это другая ель, а между тем на самом-то деле – это и есть леший».

В Войнице и Каменном озере Вокнаволоцкой волости лес «хватают за бороду», пока он не отдаст потерявшуюся скотину. Отрывают со ствола старой ели длинные клочья сероватого мха и зажимают в специально сделанной расщелине. В Каменном озере срывают мох с трех елей и в трех небольших деревьях делают расщеп: «Если не отпустишь, то я твою бороду сорву и еще зажму в расщеп». В указателе финской мифологии Л. Симонсуури дух леса показывается спереди, как человек, сзади, как волосатый, покрытый лишайником пень.
… И. Ю. Винокурова приводит быличку из вепсской деревни Сяргозеро, в которой дом лешего находится под елью. Неслучайны и сравнения вепсов: леший встречается «ростом с хорошую ель».

В Архангельской губернии леший именуется «хозяином елей», а жильем лесного духа часто служит сама вековая лесина: срубивший ее крестьянин рискует быть наказанным. Недаром в Шенкурском уезде «ель жаровая» выступала как одна из ипостасей лешего при обращении к нему.

В статье Я. Ю. Соловьевой, рассматривающей былички Вятского края о проклятых людях, при рассказе о том, как леший «носит» проклятых по лесу всегда говорится о елях: (леший) «унесет в елки куды-нибудь»; «А они с лешим шли все по елкам, твердо, как по полу»; «И он… несет так быстро, как птица летит над елками», «…Парня носило… Помолебствовали. Нашли. Лежит под елочкой живой. “Где ты был?” – “Я с дедушкой был. Все ходил с ним”».

Исследовательница севернорусской лексики О.В. Черепанова приводит такую каргапольскую быличку о появлении лешего на святки. «В одной деревне были святки, а там есть лешева тропа рядом с деревней. Один раз там было гостьбище, все веселятся, пляшут. А в одну избу, где беседа была, зашел леший. Его и не заметили. Он зашел, голову на воронец положил и хохочет. Сам весь еловый, и руки, и голова. Тут его и заметили. Испугались все, а он и пропал».

Говоря о древности древесного образа лешего, Черепанова приводит отрывок из старого народного стиха о Егории Храбром, в котором описаны лесные духи:
«И пастят стада три пастыря, / Три пастыря да три девицы … / На них тела, яко еловая кора, / Влас на них, как ковыль трава…».
Судя по всему, ель в народном представлении могла связываться не только с лешим, но и другой нечистой силой, являться, например, местом обитания лесной «чуди», как это описывается у жителей деревень Терского берега Белого моря:
«Ягель у нас осенью собирают в кучи и ставят метку… (Однажды) как ягель собрали, чуди у елки стали бороться да плясать… Пошли спать, а у них там запело. Сестра монашка… ходит вокруг ели, то закрестит, то молитву прочтет, а нам: «Сказывайте сказки!», чтобы мы не слушали…».
Таким образом, ель выступает у карел и населения смежных с Карелией севернорусских территорий как дерево лешего, духа леса.

406 просмотровАвтор: Елена Михайловна
Материалы в разделе «Новости пользователей» содержат мнение и оценочное суждение исключительно авторов публикаций и могут не совпадать с позицией администрации сайта "Моё Ровдино"
0 голосов
Другие новости по теме
Расписной дом в деревне Пpилуки. Пeревозят в музeй или попилили на дрова?Расписной дом в деревне Пpилуки. Пeревозят в музeй или попилили на дрова?Разделение семьи. Обычаи крестьян Архангельской губернииРазделение семьи. Обычаи крестьян Архангельской губернии28 октября 1927 года родился Евгений Иванович Овсянкин28 октября 1927 года родился Евгений Иванович ОвсянкинСкифы Русского СевераСкифы Русского СевераБабий кутБабий кут
Оставить комментарий