Кудемская узкоколейка - самая красивая узкоколейка по версии Forbes
Вы знали, что самая красивая узкоколейка в мире находится в Поморье?
Журнал Forbes опубликовал рейтинг самых красивых и интересных железных дорог мира. Лидером оказалась маленькая Кудемская узкоколейка под Северодвинском.
Рельсовая дорога в 35 километров проходит мимо озер, дачных поселков, многоцветья леса осенью, деревьев в инее зимой. Конечная станция узкоколейки — поселок Белое озеро — бывшая ГУЛАГовская зона.
С середины ноября по март в Белом Озере живут около 100 человек. Летом население увеличивается до 500−600 человек.
Неудобное расписание и отсутствие инфраструктуры играют немаловажную роль. Раньше здесь заготавливали лес, сейчас в поселке нет работы, а ездить в город не позволяет расписание тепловоза. Утром в восемь — поздновато, обратно в пять — наоборот, рано. Да и ходит поезд не каждый день. Автомобильной дороги нет.
— Раньше на работу идёшь к четырем утра. Стоишь и не знаешь, как дорогу перейти: в ту сторону пути заняты тепловозами и пустыми сцепами — ехать в лес. В другую — полными древесиной, в город везти. Сейчас же всё пусто, — говорят местные. — Упали лесозаготовки, и люди ушли. Старые дома разбирают. А хотелось бы, чтобы посёлок жил.
Состав узкоколейки состоит из нескольких вагонов: тепловоз (?, тот котый везёт все вагончики), вагон 1го класса, вагон 2го класса, вагон 3го класса, вагон, на котором везут грузы (при нас опусташали мусорные контейнеры с этой платформы).
В вагоне 2го класса заранее занимают места, о чем клеят таблички с датой поездки. 3-класс - это деревянные скамейки под открытым небом.
Старый качающийся вагон, стук колес, скрип рельс, все это на фоне родной северной природы. Едешь сквозь заросли, ветки хлещут по лицу, справа озера, слева болота, дачные домики, счастливые местные приветливо машут и улыбаются. А пассажиры - им в ответ. Красота!
Тут и озёра, и песчаный карьер, и брусничные поляны и даже бревенчатые инсталляции.
По пути две остановки. На озере и у заброшенного песчаного карьера. И прибытие на станцию Белое озеро.
Белое озеро — поселок в 35 километрах от Северодвинска, куда ведет только узкоколейная железная дорога. Один раз в день, в одну сторону ходит тепловоз с вагоном, а летом к нему прицепляют открытую платформу со скамейками. Кроме того, жители сконструировали десятки мотодрезин и ездят в Северодвинск и обратно.
Самое красивое место поселка — километрах в 10 от станции. Это цепочка озер, почему-то названная одним именем — Конгозеро. Первое из них — с прозрачнейшей водой, песчаным дном, белым песком и соснами на берегах. В солнечный день на 10-метровой глубине видны утонувшие бревна. Обратная сторона прозрачности — мало рыбы, местные называют озеро Безрыбьим, но клюет в соседних. Между озерами — гребень холма, по которому петляет грунтовка. Она упирается в берег реки Урзуги, притока реки Лаи — с ее порогами, перекатами и в конце — Лайским Доком, где в 1922 году построен легендарный «Персей». Спуск на байдарках по Урзуге-Лае считается прекрасным отдыхом на пару дней.
Сквозь еловый лес сверкает вода. У берега она настолько прозрачная, что кажется ее совсем нет.
По сторонам дороги — ели, сосны, плутающие дорожки и уводящие в сторону тропинки. Жемчужина окрестностей — цепочка озер. Берега — белый песок и сосны. Вода в них так прозрачна, что на глубине видны упавшие бревна.
В солнечный день можно лечь на песок — смотреть в небо и на качающиеся вершины сосен. Оборотная сторона прозрачной воды — мало рыбы. Главная опасность неорганизованного туризма — возможные пожары.
Но красивейшая природа осталась, и когда-нибудь эти места станут раем для туристов и источником доходов для местных жителей, живущих очень по-скромному. В беломошнике водятся грибы, но местные жители спозаранку собирают их.
В XVII—XVIII веках здешние края привлекли старообрядцев, основавших в округе несколько скитов. В каждом из них имелась моленная, старопечатные книги чуть не с XVI века, кладбище с резными текстами на крестах, крепкие избы и крепкие люди. К концу XX века деревни-скиты обезлюдели.
Кудемская узкоколейная железная дорога — лесовозная узкоколейная железная дорога в городском округе «Северодвинск» Архангельской области. Ширина колеи 750 мм. Неэлектрифицированная. Максимальная длина 108 км, эксплуатируется в настоящее время 35 км. Год открытия: 1949 год. Пассажирское движение, грузовое движение.
Первый участок Кудемской узкоколейной железной дороги был открыт в 1949 году. Начальным пунктом был город Молотовск (ныне Северодвинск), общая протяжённость Кудемской узкоколейной железной дороги превышала 100 километров. На дороге возникли два главных лесных посёлка — Белое Озеро и Палозеро. Главной станцией стала станция Белое Озеро.
Первоначально дорога относилась к Северодвинскому леспромхозу. В посёлке Белое Озеро размещался Кудемский лесопункт. Летом 1985 г. в леспромхозе работал студенческий строительный отряд исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова "Славяне-85" (командир С.В. Шульц). Его местом дислокации была школа на Палозере, а проводимые работы связаны с восстановлением ветки УЖД (мастер Давыдов). В 1990-е годы леспромхоз назывался Урзугским (от названия реки Большая Урзуга). По состоянию на 1997 год, он представлял собой АО «Урзугалес».
Состояние на 2005 год: леспромхоз ликвидирован, добыча леса в минимальном объёме ведётся иными организациями. Белое Озеро — главная станция железной дороги, здесь находятся депо и диспетчерская. В 2013 году был приобретен новый пассажирский вагон ВП750. В 2021 году за счёт средств городского бюджета Северодвинска был приобретён новый тепловоз ТУ8-0543.
Узкоколейная станция Водогон находится на западной окраине города Северодвинск, у пересечения узкоколейки и автодороги Северодвинск — Онега. Севернее Водогона была станция Кудьма с нижним складом леспромхоза, который распродали в 1990-х годах (тогда же разобрана и ветка до Кудьмы). Вывозка леса полностью прекращена. Посёлок Палозеро превращён в дачный.
Нужно отметить, что в посёлке Белое Озеро живёт около 200 человек. Никакой официальной автодороги до него не существует, единственный способ попасть и выбраться отсюда - это УЖД. Здесь имеется даже своя школа, где учится 11 человек, есть все 11 классов - там учится 2 человека. Егэ они сдают в самом Северодвинске. Есть свой магазин, работающий до 21:00.
Почти игрушечный поезд, ходящий по такой же "детской" железной дороге, чуть больше 30 км петляющих в тайге рельсов мимо озер, дачных поселков, многоцветья леса осенью, деревьев в инее зимой - уходящий, исчезающий мир, красивый по-своему…