История ровдинских церквей
Ровдинский приход, расположенный по обоим берегам реки Вага, состоял из двадцати деревень: три из которых находятся близ приходских храмов, остальные в двух - пяти верстах. 15 на одном берегу (левом, и 5 на другом, сообщение с которыми прерывается во время ледохода. Приходские храмы находятся от города Архангельска в 430 верстах, от города Шенкурска в 56 верстах и от ближайших приходов Усть-Пуйского - в 4 верстах и Суландского - в 68 верстах. Жителей 1 января 1895 года было: 946 мужчин и 1062 женщин.
Время образования прихода с точностью определить трудно, но из грамоты Ростовского митрополита Ионы от 20 февраля -1604 года говорится, что «Ровдинский приход к Слободско - Воскресенскому приходу принадлежит изстари». Поэтому можно сделать вывод, что описываемый приход существовал ещё в 16 веке, только входил в состав Воскресенского. Затем по списку с дозорных книг Якова Бабарыкина и подьячего Фёдора Степанова от 1620 года и 1621 года, учинённому в 1624 году крестьянином Амосом Ядовиным видно, что в то время на Ровдинском стане, на Ровдине горе, был погост, а на погосте храм Бориса и Глеба и еще один храм Николая Чудотворца. Эти храмы стояли на правом берегу реки Ваги и сгорели от молнии в июне 1636. Вместо сгоревших, по благословенной грамоте митрополита Афония от 20 февраля - 1637 года устроены были новые храмы во имя тех же святых, только уже на левом берегу, где находятся и нынешние. Вместо Борисоглебского храма, по грамоте Новгородского митрополита Макария от 1662 года был устроен Преображенский с приделом в честь Бориса и Глеба. Этот храм существовал до устройства нынешнего Преображенского каменного храма. Последний начат постройкою в 1807 при священнике Иоанне Павловском, а окончен в 1817 году, в верхнем этаже находится Преображенский храм, а в нижнем Борисоглебский, первый освещен в 1818 году, а второй 24 сентября 1811 года. Иконы верхнего храма писаны были иконописцем Владимирской губернии Стефаном Козновым, а нижнего - Арефием Корпенковым. Дальнейшая судьба Никольского храма, упоминаемого в дозорных книгах Бабарыкина, неизвестна. Только в 1700 году была устроена на его месте уже новая церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи, существовавшая до 1782 года, когда воздвигнута была двухпрестольная - во имя того же Иоанна Крестителя, и святого Николая Чудотворца, разобранная по ветхости в 1855 году. Вместо разобранной устроена в 1857 и в 1858 году освещена при священнике Иосифе Корелине нынешняя Предтеченская деревянная церковь о трёх престолах: в главном храме в честь Рождества Иоанна Предтечи и в придельных трапезных - в честь Рождества Христа и Николая Чудотворца.
Таким образом, в описываемом приходе 2 храма: каменный - двухэтажный и двухпрестольный, деревянный - одноэтажный и трёхпрестольный. Первый имеет вид корабля, одноглавый и покрыт весь железом, второй - крестовидной формы, также одноглавый, покрыт железом (главный храм) и тесом (трапеза). В связи с ним находится деревянная колокольня, покрытая железом.
Утварью, ризницей и богослужебными книгами оба храма достаточны. Они содержались на кружечно-кошельковом сборе (до 30 р. в год), свечную прибыль, на проценты с капитала в 700 рублей (в трёх билетах), и на пожертвования зерном и другими продуктами на ( 21 рубль 750 копеек, в 1894 году).
В описываемом приходе имелось пять часовен:
1 .Во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова в д. Макаровской в 4-х верстах от приходских храмов, устроена первоначально в 1735 году.
2. Во имя пророка Илии в д. Бараковской в двух верстах, утроенная в 1735
году.
3. Во имя Николая Чудотворца близ д. Стуковской в четырёх верстах, устро-
енная в 1878 году вместо прежней, существовавшей с давних пор.
4. Во имя священномученика Власия при д. Константиновской в пяти верстах, устроенная в 1847 году также вместо прежней, обветшавшей от времени и находившейся, по преданию, на месте одного столпа, в котором кем - то вделана была икона св. Власия.
5. В честь Казанской иконы Божей Матери в с. Исаевском в четырёх верстах.
Причт, состоящий из трёх членов, имел в своём владении 30 десятин, 951 сажен земли, дающей до 300 рублей в год, получал хлебные руги 150 пудов и доходы за требоиспользование до 200 рублей.
Причтовых домов три: священнический, диаконский, псаломщический. Церковно-приходское попечительство существует с 1890 года. Церковно-приходская школа открыта в 1889 году и размещалась в трапезе Борисоглебского храма. Все предметы преподавались членами причта безвозмездно. Учащихся к 1 января 1895 года состояло 10 мальчиков и 9 девочек. Кроме церковно-приходской школы в приходе с 1887 года имелось однаклассное сельское училище.
Из бывших приходских священников по памятной книге известны далеко не все, а именно: Иоанн Алексиевский до 1790 года; Иоанн Иоаннов Павловский (протоиерей) до 1835 года, Василий Спиридонов Петровсий (протоиерей) с 1819 по 1851 год, Иоанн Германов Попов по 1856, Иосиф Яковлев Корелин 1876, Александр Иванов Прялухин по 1878, Иоанн Андрееев Павловский по 1879, Всеволод Александров Попов по 1889, священник Александр Фёдоров Кононов.
В 30-е годы церкви повсеместно закрываются. Не стало их и в Ровдино. Деревянная церковь была переоборудована в Дом культуры. Сгорела в 1975 году.
Каменное здание церкви в дальнейшем использовали под склад, располагались там одно время милиция, Дом приезжих, магазины, контора совхоза «Ровдинский».
Источник: Т.В. Куклина «Ровдино: вехи истории» 2004